Вода и скалы линии Маннергейма
Ориентирование на Карельском перешейке
Природа Карельского перешейка как будто специально создана для оффроуда. Ну где еще в России на небольшой площади можно найти сочетание скал, болот, рек и заброшенных дорог? В этих местах соревнования можно проводить много лет подряд, и они всегда будут разными. В середине апреля здесь прошло ориентирование на внедорожниках «Маннергейм»
С начала прошлого века на Карельском перешейке были последовательно построены три грандиозные оборонительные линии. С 1918 по 1939 год финская армия для защиты от Советской России соорудила знаменитую «Линию Маннергейма», взломанную Красной армией во время Финской кампании. В начале Великой Отечественной войны финны построили линию VT, а после ее окончания уже Советский Союз создал на своей территории Карельский укрепрайон (КАУР), отдельные сооружения которого действовали до середины девяностых годов. Местность, и так труднопроходимая для войск и техники, после строительства оборонительных линий стала практически непреодолимой. До сих пор в лесах Ленинградской области спряталось огромное количество всевозможных фортификационных сооружений, как то: бетонных ДОТов, противотанковых надолбов и окопов. Кроме них, в этих местах разбросано множество покинутых финских хуторов, где еще сохранились взорванные полвека назад каменные фундаменты, целые сады камней и «площадки для наблюдений за Луной», оказавшиеся сейчас среди непролазного бурелома, но дороги к ним прослеживаются по сей день.
Для «стандарта»
Самая первая гонка «Маннергейм» состоялась в 2001 году. Тогда ее трасса несколько раз пересекала одноименную линию. С тех пор мероприятие стало регулярным, оно проходит как в формате линейной гонки, так и ориентирования.
Формат соревнования — ориентирование по GPS для стандартных внедорожников. Сюда можно приехать и на полированном паркетнике, и на подготовленном автомобиле. Клуб экстремального туризма «Лосик» не проводит классическую гонку «на секундомер». Конечно, норма времени присутствует, но здесь самое главное — простонапросто уложиться в нее. Некоторые контрольные точки объединены в «спецучастки». Например, если «собрать» комбинацию от трех до одиннадцати точек, расположенных, скажем, на одной труднопроходимой дороге, то в качестве бонуса можно получить дополнительные баллы. Контрольные точки имеют разную балльность в зависимости от сложности. Их количество дано с избытком — таким образом, чтобы никто не смог взять все точки своей категории. Соответственно на первый план выходит стратегия ориентирования.
В соревновании участвовали более пятидесяти экипажей, большинство из них — на стандартных автомобилях без лебедки. Основными препятствиями были скалы и валуны, глубокие колеи и разлившиеся реки. Причем уровень воды поднимался буквально на глазах — островок, с которого производилась фотосъемка форсировавших брод автомобилей, ушел под воду в течение часа. Бурные потоки сбивали с ног штурманов, меряющих дно собственными ногами. Типичная картина: двое взрослых мужчин идут по колено в воде, взявшись за руки. На деле это означало, что человеку просто физически трудно в одиночку противостоять течению.
После того, как ты полдня форсировал реки и болота, промочив всю одежду, приятно получить полноценный обед в натопленном шатре — для участников он был включен в стартовый взнос. Солнечная погода в день соревнований как будто специально была «заказана» организаторами — на следующее утро на улице разбушевалась настоящая метель.
Комментарий
Сергей КИСЛЕНКОВ,
клуб «Лось»
За долгую историю наших мероприятий мы сознательно делаем акцент на внедорожный туризм и отдых, хотя к нам регулярно приезжают тренироваться сильные спортсмены. Номера экипажам присваиваются последовательно с самого первого соревнования, и число участников сейчас перевалило за тысячу. Кроме преодоления бездорожья, мы делаем акцент на то, чтобы участники не просто весь день ковырялись в грязи, но и строили свою тактику сбора точек. Поэтому мы ставим их столько, что «взять» все физически просто невозможно. На бывшем укрепрайоне «Маннергейм» наш клуб проводит как протяженные сложные гонки, так и простые ориентирования для стандартных машин. Всего же клуб «Лосик» организует семь внедорожных мероприятий в год.
Победители ориентирования «Маннергейм» |
Лайт |
1 |
Ксения Иванова Олег Пономарев |
Chevrolet Niva |
Открытый |
1 |
Станислав Чистиков Роман Васильев |
ВАЗ-21214 |
Профи |
1 |
Кирилл Андрианов Андрей Симановский |
Nissan Patrol |
Стандарт |
1 |
Андрей Антипов Юрий Губский |
ВАЗ-2121 |
Стандарт-лайт |
1 |
Юрий Дронов Сергей Кузнецов |
ВАЗ-21213 |
Эксперт |
1 |
Александр Рыжов Алексей Строганов |
Toyota LC 72 |
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор
Журнал Off Road Drive №7 июль 2010 http://www.off-road-drive.ru/archive/53/Voda_i_skaly_linii_Mannergeyma