Воттовара 2010
 Новости

 Форум,в контакте

 Календарь 2020

 Экспедиции

 Мероприятия

 Правила

 Вопросы-ответы

 Свод советов

 От участников

Замороженный УАЗ (01.2013)

Остров Троица 2010

Воттовара 2010

Разное

ДоКиваринская эпоха

Киварин 2001 весна

Маннергейм 2002

Джип Фестиваль 2002

Киварин 2002 весна

Киварин 2003 весна

Киварин 2003 осень

Киварин 2004 весна

Киварин 2004 осень

Киварин 2006 осень

Киварин 2007 осень

Фестиваль 2008 от Дикой Дивизии

Киварин 2008 весна

Питер-Выборг 2008

Киварин 2008 осень

Маннергейм 2009

Питер-Выборг 2009

Киварин 2009 осень

Маннергейм 2010

Сумрак 2010

 Ищем таланты!

 Полезные вещи

 Автотурюмор ;-)

 Полезные ссылки

 Законодательство

 Рекомендовано WWW.LOSIK.RU

 Пресса о нас

 Реклама на мероприятиях клуба

 Персональные данные




Сергей Куликов. Поездка в Карелию на гору Воттоваара в ноябре 2010.

Один из моих штурманов с компанией друзей собрались скататься в среднюю Карелию на одно из достопримечательных мест – гора Воттоваара. Пригласили и меня. Про сие мистическое место читал и слышал ранее, и мысль там побывать была. Почти природный заповедник, культовое место шаманов, знаменитые нерукотворные сейды и лестницы, необъяснимой формы кроны деревьев, неведомыми силами закрученные стволы, непонятно какими силами порезанные, как картошка ножиком, огромадные валуны, уникальное по энергетике место, и просто высшее место центральной Карелии, манили. Случай как нельзя кстати – четыре празднично-выходных дня с 4 по 7 ноября. Изначально планировалось ехать в три машины 10 человек. Затем состав постепенно уменьшался. За пару дней до выезда выяснилось, что едем вдвоем на одной машине. Машинку решили взять мою – боевая КИАнка Спортажка на 30 дюймовой Федиме, бодик около двух дюймов, шнорхель и еще кое-что, в т ч отсутствие заднего сиденья позволяет даже нормально достаточно спать в машине. Тускловато ехать на боевой резине многие сотни км по асфальту, но попытки поставить менее «боевую» резину при дефиците времени успехом не увенчались. Предложенные одноклубником и просто отличным человеком Сашей Долгим колеса от Патриота даже махнули по штуке, но мне его подходили только условно, мои ему нормально. Увы, лишил Сашу удовольствия помесить на боевых колесах. Другие варианты рассматривать было некогда или накладно.

Из вариантов каким маршрутом ехать, выбрали «восточный» вариант, т е Ладогу обходили с востока. Маршрут с севера Питера по КАД - далее по Мурманскому шоссе до Пряжи - Крошнозаро – Эссойла – Суоярви – Поросозеро – Гимолы? (станция Гимольская!) – далее к горе Воттоваара. Погода из Питера и по Мурманке была поздне осенняя, но плюсовая и без дождя, дальше – временами дождь и мокрый снег. Асфальт кончился в Крошнозере, далее до Эссойлы - сильно ямно-дырчатый, после неё – грунтовки: укатанные и местами просто очень приличные для нашей машины. Вспомнили про карельские грунтовки - «характеризуются уклончивостью и изогнутостью». Поздний выезд из Питера, около 10 утра, неспешная езда на боевых колесах, в итоге в Поросозере были только через 13 часов. Незадолго до Поросозера оторвался глушитель, очень неудачно, на стыке с банкой. Был кусочек Холодной сварки, но Руслан сказал, не выдержит, все равно снова оторвет. Ночь, дождь, простуженное состояние, необходимость найти сварку, решили остаться в поселке и заночевать где-нибудь в тепле. Первый же человек, к кому обратились, объяснил, что сварку сейчас не найдем, все празднуют, а гостиниц нет, но на постой берут там, там и там, показал сразу три дома. Быстро устроились на постой в дом. Очень радушные хозяева за крайне разумные деньги пустили переночевать. Спасибо им. Утренние поиски сварки не увенчались успехом, либо сварщики уехали на озера, либо «не в состоянии». Потеряв пару часов, грохоча по округе оторванным напрочь глушителем, двинулись к Гимолам. Много останавливались, созерцали окрестности, искали и находили грибы, но очень старые, либо солонухи, а нас они не интересовали. Маленько помогли местным рыбакам на Ниве разобраться с причиной их поломки, полетела полуось, они заказали из Петрика друзьям доставку, в Гимолах также не нашли сварщика, тоже уехал на рыбалку, покатили к горе.

Шлагбаум в Гимолах при въезде в карьер был открыт, обогнув зоны выгрузки, по очень хорошему хайвею для большегрузов доехали до развилки (карьер влево, к горе правее, лесная как бы дорожка), посетили карьер, вернулись, и двинулись к горе. Дорожка очень приличная, всё проезжаемо, и лужи и мостики, о которых пугали. Из пяти больших луж, в самой глубокой по середине сантиметров 40 воды, но дно абсолютно твердое песчано-каменистое. Бочком и неспешненько и недопривод пройдет, только не пузотер импортный. Очаровывали багряные болота слева и справа. Погуляли, клюква есть, вкусная. На разрушенном мосту через речку Тяжа перед самой горой, уложен второй, достаточно новый, из бревнышек, настил. Аккуратно проехали. Почти сразу – Развилка дорог вокруг комплекса Горы. Комплекс горы Воттоваара - это глобально плато с несколькими вершинами, прилегающими озерами и сопками, общей площадью порядка 30 кв. км. На развилке сразу вспомнилось сказочное, налево пойдешь, направо пойдешь… Слева недалеко идущая, судя по карте, дорожка, переходящая в тропинку и более крутой юго-западный склон к вершине, но лучше для пеших туристов, машину придется оставлять далеко и внизу у подножия, а хочется с машиной наверх. Мы решили вправо с восточной стороны огибать Гору. Далее еще мостик есть, вот там верхний ряд подгнивший, но внизу крепко, так что смело ехать можно, решили после осмотра. Снова много останавливались, осмотрели разрушенное строение, решили, что это был скит. Потом осматривали стоянку шаманов. Это – достаточно оборудованная стоянка и пара островерхих чумов, обтянутых кусками тентов, с очагами внутри. Место показалось нам неприветливым и зловещим. Мистика. Но. Заднее правое колесо все пять гаек отвернулись ровно на полтора оборота, при езде стука не было! на диске заметили по радиальным следами некой грязи. На других дисках всё абсолютно чисто, переезжали ведь несколько луж. Что это, грязь из-под гаек? Не поняли. Закрутили, все другие колеса проверили еще. Обогнув комплекс Горы справа до самой северной точки выехали к развилке, одна левая дорожка вела в сторону горы, вторая - более накатанная!, прямо, судя по карте к поселку Суккозеро. Мы знали, что дорожка проезжаемая на авто к вершинам Горы идет с северной стороны, и по ней решили ехать сколько сможем. Природа, погода и растительность менялась на глазах. То совершенно красные камни, то огромные расколотые валуны. И плюс снежный заряд и за пять минут всё покрылось тонким слоем снега. Температура стала падать. Пара красивейших озер, одно, явно георазломного характера, красотища, остро захотелось приехать сюда летом. Километра через 4,5 решили, что пора включать полный привод, т к по мокро-заснежено-скалистой дорожке машина начала юзать. Вскоре встретили двух человек на грузовом УАЗике-головастике. Местные. Сказали что дальше смысла ехать им нет, пойдет каменистость, крутые подъемы, пара болотин, и вообще - поздно и погода будет резко портиться, да и оставаться на Вотто лишний раз им не надо. Вы то сколько нибудь еще проедете, сказали нам, но без лебедки и на таких маленьких колесах на саму вершину не заедете, скользнетесь. УАЗка нужен с лебедкой и «вояками» залюфтованый. Всё знают. Нам подсказали, что будет много развилок усов, большей частью тупиковые, там места для стоянок, часть у озерок-ламбушек. Поплутаете маленько, но выйдете к горе. Пожелали осторожности и удачи. Пробравшись еще на пару километров, встали на стоянку у очага, свечерело быстро. Относительно ровным местом оказалась только дорожка, на ней палатку и раскинули. Утеплились. Приготовили ужин, поболтали, есть особо не хотелось, парадокс, но это так. Почаевничали. Много разглядывали небо и созвездия. Как-то очень быстро разъяснилось в ночи, такое черное небо и обалденно ясно видимые миллион звезд. Вспомнились многие созвездия. Не говоря уж о Медведице и Кассиопее, особенно впечатлил всей красой Орион. Еще один парадокс, думали что прошло 2-3 часа как стемнело, а на деле оказалось что больше шести. Усталости или желания спать не было!. Пришлось себя заставить идти спать. Выспались быстро, за пять часов. Еще темно, но полоска рассвета за горой уже появилась. Как-то странно много инея и температура очень низкая. Термометра не было, но определили, что где-то под -15 (что подтвердили потом пешие туристы при встрече «Под утро дубак полный был, точно ниже десяти» и на обратном пути в Гимолах в три дня было на градуснике -8.). Следов простуды как не бывало. Клин клином вышибает. Или энергетика горы?

Ранний звонок из Питера. Засада. Напарнику надо срочно возвращаться в город. Решаем, что все же вот мы уже на Горе, рядом с вершинами, машину бросаем, идем пешком, как чуть рассветет, осматриваем по минимуму что сможем за 3-4 часа и катим обратно. Переодеваемся для пешего похода, с собой вода, навигатор, перчатки, фотоаппараты. Под ногами хрустит заледенелая трава и заиндевелый вереск. Лед в лужах держит, не лопается. На болотинке ничего не замерзло, еще бы. Топаем по вполне различимым следам метров триста, еще одна стоянка и дальше следов авто почти нет. Вскоре понимаем почему, просто дальше уже не дорога, а направление только для хорошо подготовленных джипов. Впереди камнетриал, и хорошие такие, небольшие, но весьма крутые кусочки склона с уклоном. Угадывающаяся дорожка определяется больше по ширине проезда для авто, чем по следам, весьма петляет, но выводит нас на вершину 408 метров. Мы наверху плато. Ставлю точку, выключаю навигатор. Завораживает. В три стороны такой вид, что хочется просто смотреть и ничего не делать. К западу и чуть южнее всё внизу окутано плотным слоем тумана или облаков, они лежат много ниже нас, к северу и чуть восточнее облаков и тумана не видно, вдаль уходят поросшие лесом склоны и видно несколько озер. Одно очень большое. Полностью из-за горизонта поднимается солнце. Всё сверкает, светится и играет в его лучах. Воздух звенит. Полный штиль. Абсолютное безветрие. Тишина до звона в ушах. Хрустим травой и веточками, вспугнули глухарку, каждый взмах крыльев слышен, как будто прям над головой.

А над головой и рядом деревья. Боже! что с ними, так вывернуты и закручены стволы, центральные ветви, вершин практически ни у одного дерева нет. Те, что вроде обычных форм, так какие-то чахлые и низкорослые, едва выше двух-трех метров. А это что ж с валунами? Кто их так рассек, как будто грецкий орех кинули, а он на половинки раскололся. Только в поперечнике валунчик больше 4 метров. А вот и другие поменьше, но растресканные, раздвинутые и тоже порубленные. Да-а, интересно. Но южнее плато уходит чуть выше, где-то там вершина 417, самая высокая точка. Гуляя по плато поразились множеству тропинок, топаем на юг, оставляя на снегу хорошо различимые следы. Прислушались, делая шаг слышим гулкое отдающее эхом бумканье. Постучали ногой. Точно, Стоим на скальном грунте, а он звенит, отдавая гулким эхом. Как будто идем по своду, а внутри иное. Нет, не пустота, а что-то живое. Мелькнуло, так бумкает ножками дитя в чреве матери. Реально – очень похоже. Сразу стали идти медленнее и мягче. Опять слышим звуки откуда-то снизу, но другие. Теперь - как текущий ручеёк среди камней журчит. Осматриваемся , но не понимаем, где он и куда бы он мог течь. Все же видим чуть дальше небольшой намек на лощину. Да, так и есть, среди каменных берегов озерцо, продолговатое, в длину метров 50, покрыто льдом, а с нашей стороны вот тут не замерзло, видимо вода сюда и вытекает. Аккуратно обходим его справа и идем к вершине. Где-то тут должен быть Трансзнак геодезический. Почти ровное плато, камни, редкие деревца, вереск, местами оголенные чистые площадки скалы. Знака нет, или его остатков. Выше ничего не видно во все стороны. Севернее ниже, и мы оттуда пришли. Юго-восточнее тоже есть вершинка, на удалении – и понять сложно, но считаем что она ниже. Включаю навигатор, альтиметр показывает 417 метров, есть кусочки трека и ловится 12 спутников. Ищу в навигаторе точку «Тр знак», что вбил ранее. Так, что за чудеса, трек есть, точек ни моих, ни чужих, что были поставлены нет. Роюсь. Не нахожу. Да и не надо, мелькнуло. Согласился. А вот и Руслан зовет. Смотри-смотри, мы – на самолете, мы ж летим. Да, точно, Мы летим.! Вокруг во все стороны далеко простирается красота, местами с туманом и облаками, местами кажется видимость миллион на миллион. Снова снимаем фото и видео на цифровой фотик. Эх, пленочный фотик остался в машине, хотели проверить, действительно ли пленки засвечивает тут. Пора идти, а куда? Туда, на север откуда пришли, а где же наши следы? Кружим, не видим. Стоп. Включаем мозги, нам туда. Только туда. О, вот и следы. Да. Мало увидели, ни лестниц, ни сейдов, но есть обстоятельства, которые гонят в Питер. Торопимся, спускаемся, обана, - что это? Вот это да-а. Такой валун, и на каменных ножках. Вот оно. Такое точно видели на картинках. Это ж самый настоящий сейд. Хм, а как же мы мимо него шли наверх и не увидели. Вот тут же и шли. Рядом . И не видели. Наверно в сумеречном рассвете не разглядели. Фотим и фотимся. Но рядом. Что-то подсказывает, что трогать его не надо, нехорошо. Или нехорошо будет. Сразу как-то полегчало и стал как будто меньше или легче сам. Спускаемся, идем к машине. Пришли, ходили больше четырех часов. Включаю навигатор, мистика, все точки есть!!! Сборы были недолги, и теперь в обратный путь. Есть не хочется совсем, только попить. И только чистой воды.

От нашей стоянки до выезда на развилку в северной части 6,5 км (по адометру) выбирались 50 минут. Еще 32 км ехали два часа, хотя останавливались немного и ненадолго. Пару раз по дороге, сфотографировать кардинально изменившиеся краски природы от вчерашнего живого буйства золота и багрянца до сегодняшнего застывшего в инее серебра. Лужи, мостики всё ходом шли. Тут был не прав, мог льдинами толщиной до двух сантиметров запросто пробить радиатор, но сообразил только потом. Еще останавливались, когда ближе к Гимолам догнали трех пеших туристов, молодые ребята и девушка. Кстати, они тоже из Питера, ехали поездом. Поболтали, в том числе о погоде и её превратностях. Они отогревались у костра, но согрелись вот уж пройдя с десяток километров. Они с развилки перед горой ушли влево, потом нашли тропу и по юго-западному склону поднимались, в прямом смысле исключительно карабкаясь и хватаясь руками за ветки и камни. Хорошие перчатки советовали брать и обувку правильную. На снег-лед тоже не рассчитывали. О Горе сказали нам только «Дух Горы есть!». Что еще интересного видели – делиться не стали. От предложения подбросить до станции отказались, мотивируя что тогда очень долго ждать поезд придется, а так по-тихому дойдут.

Снова в Гимолах. Сварщика так и не было, не приехал с рыбалки. Солнца как будто и не было вообще. Тучи, мелкий снежок, морозец. На полдороге к Поросозеру сзади что-то забрякало, осмотрелись. Запаска порвала сварку на калитке. Перерыв, полмашины на вынос, запаску внутрь, всё наверх. Ехать по грунтовкам много обратно не захотели, поехали далее маршрутом Поросозеро – Юстозеро – Гирвас – старомурманское шоссе до Шуи, там новая развязка,- выезд на Мурманку, объездная Петрозаводска, даже пост ГАИ перенесли, интересно старый пост на кольце у Петрика остался? По дорожной обстановке. Обратная дорога была полная АПОЖ. В Поросозере на асфальте трогать тормоз – запрещено, моментально в юз. Как и пробовать газануть, тоже в юз. И так местами до Гирваса, даже на грунтовках. На них кое-где уже накат был, небольшой, но все ж. Далее лепило снежными зарядами так, что порой казалось, стоишь на месте, только снег в лобовое. Спасал, и то условно, свет противотуманок: их пришлось развернуть вниз и вправо, что б видеть край. Фары включали, если редкая встречная. Но границу асфальта и обочины все равно не видно, всё в снегу. Отдать должное, от Пряжи до Олонца дорожники успели попесчить-посолить дорогу, было полегче. Мост ремонтируемый в Лодейном поле через Свирь: Туда прошли за полчаса, Обратно ходом, никого не было вообще. От поворота на Алеховщину до Приладожского местами дорога была совершенно сухой, потом несколько зарядов снежных таких, что фуры вставали на обочину, мы на свой страх и риск ползли. От Кировска и на КАДе полито-посыпано. Около пяти ночи были дома. Обратный путь от стоянки на Воттовааре до дома на Гражданке в 660 км проехали в итоге за 16 часов. Отмечу, что отменная солянка и вкусное горячее второе незадорого были съедены на полдороге между Петрозаводском и Пряжей в новом кафе.

По бензину: На Мурманке, понятно – на выбор. Далее, по совету знакомого из Суоярви – если ехать со стороны Эссойлы, заправляться на любой из двух заправок перед самым-самым Суоярви. Там всегда есть бензин, дизель. Что и сделали. В Поросозере тоже есть заправки, но они ведомственные, не на дороге, в выходные и праздники могут не работать. В Гимолах заправки нет. Еще может не быть какого-то топлива, еще может не быть света. Мы заправок в Поросозере с главной дороги не видели. Или не увидели. С собой брали три канистры по 20 литров. Карелия есть Карелия, и вообще, привычка – «запас топлива на 200 км тяжелого бездорожья»

Внедорожное оснащение: Джек, пара сендтраков, ручная лебедка и прочее востребованы не были. Туристическое – в полном объеме использовалось. Бензопила, скобы, гвозди 250, на случай укрепления мостов, не понадобились. Спасибо тем, кто укрепил мост ранее. Обязательны налобные фонари на каждого, и еще фонарь-фара желательны. ЖПС-навигатор и карта Карелии. Как понимаю, лучшее, это Атлас Карелии двухкилометровка, с него же и все Озиковские карты сделаны. Хорошо, что взял спальник зимний – до -17 который держит. У напарника был до -5, ему было холодновато даже в свитере и теплом белье.

Еще о двух фактах. Первое. По всей дороге Туда нас не остановил ни один инспектор ДПС, ни на постах, ни по дорогам, хотя они встречались периодически везде вплоть до Поросозера. По дороге Обратно нас остановили на всех постах и машинах вплоть до Кировска, а это порядка 8-9 раз. Это несколько странно, но объяснимо. Машин мало или нет совсем, потом ночь, мы грохочем. Справедливости ради скажу, что все были доброжелательны и непредвзяты. С некоторыми по паре минут поговорили. Пару раз нас призывали остановиться и переждать или заночевать, не ехать в тяжелых условиях. Да, хорошо, что перед поездкой оформил в страховку напарника.

Второй и менее понятный факт обнаружился уже дома, при просмотре фотографий. На четырех фотографиях одного и того же огромного расколотого на половинки валуна на вершине горы четко видны по одному красному пятнышку, небольшому, но похожему на то, какие обычно называют «красный глаз» при съёмке людей. Пятнышкина разных фотографиях в разных местах. Несколько недоумеваем. С другого фотоаппарата с этих же ракурсов пятен нет. Объясняем это съемкой в сторону солнца, бликом оптики. Но с этого фотика сделаны были сотни снимков в сторону солнца в других местах, и такого эффекта на пейзажных съемках не было. Может какой дифракционный эффект преломления света? Что может быть еще?

Отдельно про связь. У нас у обоих – Мегафон. По Мурманке – известно. Далее: В пределах плюс-минус 10 км от названных населенных пунктов везде устойчивая. На перегонах может не быть, или неустойчивая. На месте, где стоянки и на самой Горе Вотто - 5 баллов, на подъездах была почти везде 2-4 балла, кроме кусочка в северо-восточной части дороги вокруг горы. Там 1-2 балла, местами потеря сети.

Подводя итог. Очень довольны и счастливы. Впечатлений хоть отбавляй. Есть большое желание приехать к комплексу Воттоваара летом, с семьями, а также посетить еще десяток интереснейших мест Карелии, в том числе и Мраморные озера, и озеро Пизанец, и петроглифы манят, но это уже будут другие истории.

Спасибо Воттоваара ! Дух Горы есть!

Сергей Куликов
4-7 ноября 2010 года




 На верхОтправить письмо
  © Клуб автомобильного туризма "Лось" 2006-2013   
Разработка сайта: К.Шведов info@losik.ru           

    Rambler's Top100