Повествование.
Наш экипаж всегда ставил во главу угла наслаждение проходимостью. Будь то внедорожная, телекоммуникационная или кишечная. Она должна быть всегда на уровне. Наслаждаться (если уж о внедорожной говорить) ей можно спокойно, рассудительно и неторопясь. Вот поэтому мы не гонимся на соревнованиях типа Ориентирование за первыми местами. Мы возьмём любую точку, любой сложности ... но для конечного результата этих точек должно быть много, то есть нужно бегать и спешить. А вот пройти трофийный или раллийный спец.участок на Контрольное Время - это для нас представляет наибольший интерес, в какой то мере даже шахматный.
Особенно, когда их, например, 8 за 10 дней.
Но в целом, любим мы поездить в разные места, соревнования, разных форматов и правил.
Вот и в этот раз, когда позвонил мне мой самый-лучший-в-мире-штурман и сказал: "Слышь, а поехали на Маннергейм к Лосям ? Покатаемся ! Я хочу свою машину новую опробовать !". Я сказал - "Поехали !", а то за последние 5 месяцев я как то засиделся на месте и начал немного коррозировать.
Контрольный созвон в пятницу вечером: "Ну ты это, разбуди меня, если сможешь в 8.00 ... я на старт сам приеду, не заезжай за мной".
В субботу, как это не выглядит странным, я самостоятельно проснулся в 7.30. Слегка шокировавшись этим (примерно до 7.45), я окончательно встал и занялся, как человек чистоплотный, утренними процедурами. На звонок своего лучшего-в-мире-штурмана я реагировал уже бодрым голосом, попивая сладкий горячий чай из поллитровой пивной кружки с написью "JEEP" и изображением непосредственно "Wrangler YJ", находясь в зимних ботинках Экко, армейских пятнистых штанах, жилетке ARB и боевой кепке Ладога-Трофи, которую я одеваю исключительно на автомобильно-внедорожные мероприятия. Необходимые ритуалы были соблюдены.
Выехав за ворота загородного дома, мой Jeep GrandCherokee помчал меня по Приморскому шоссе. Заскочив на заправку Несте, я затарился всем необходимым, как то - две бутылки 0.5 Кока-Колы Лайт (я занимаюсь спортом и сижу на диете), упаковка печенья с изюмом, две больших шоколадки Таблерон, пачка сигарет Vogue Mentol и одноразовая зажигалка (моя любимая Zippo канула в бездну областных болот на третьем спец.участке прошедшей Ладоги, и я до сих по не смог смириться с её потерей).
Приморское шоссе представляло из себя идеально ровное зеркало, в котором отражались и застывали на какое-то время широко раскрытые глаза с маленькими точечками зрачков, слегка шокированных водителей и более шокированных их пассажиров, которые по нескольку раз за километр пути прощались с жизнью, родственниками, друзьями, мебелью, вещами ... а так же успевали иногда позлорадствовать о банковских кредитах и посожалеть о вероятно отсутствующей возможности получить выплату по КАСКО в ином мире. Другими словами - на дороге был лёд.
Проезжая, со скоростью 35км/ч очередной (кажется двенадцатый ?) автомобиль, лежащий в канаве, я заметил, что к нему пытаются перейти дорогу пожарники, которые остановились наприотив. Желая пропустить возможную помощь (и видя, что моя там уже не понадобиться), я решил притормозить, тем самым обеспечив безопасный переход дороги уважаемыми борцами со стихией. Каково же было моё удивление, когда мой тормозной путь со скорости 35км/ч оказался под 25 метров ...
А уверенные в себе люди продолжали обгонять по встречной и пополнять кюветы, нанося непоправимый ущерб соснам и берёзам.
Я опоздал.
Приехав к окончанию брифинга, предварительно засунув свой автомобиль дожидаться моего финиша поглубже в лес, я успел поздароваться с организаторами и некоторыми участниками, а так же вставить несколько невольно вырвавшихся шуток в речь Владимира Зарицкого, который наставлял участников на путь истинный.
После брифинга был дан общий старт и обьявлено КВ. Все разбежались по автомобилям и взревев двигателями понеслись собирать вожделенные баллы.
Мы побрели к боевому автомобилю.
Сегодня всё не так, не так как обычно. Но это и хорошо. Есть чувство новизны, позволяющее держать себя в тонусе и надлежащей формой.
Меня распирало от гордости !
Знакомые, организаторы ... подходили, или я подходил к ним, интересовались делами и планами на гонку. Услышав моё гордое "Мы едем в категорию ЛАЙТ !", они невольно переспрашивали "Куда-куда ?", на что получали мой уверенный ответ: "В ЛАЙТ !" и наслаждаясь достигнутым эффектом в изменившемся лице собеседника, решал эффект усилять: "Штурманом иду !".
Поразвлекшись и слегка поэпотировав, я обратил свой взор на то, на чём собственно мы и собирались ориентироваться. Несильно приспособленный к покорению бездорожья и лёгкому маневрированию в лесу длиннобазный Хундай Галлопер 1998ого года рождения, в отличном состоянии и полностью заводской и штатной комплектации, оснащённый (слава богу !) полным приводом типа Part-Time и пониженной передачей, а так же дизельным двигателем и двумя печками, сверкал на утреннем морозном солнце своей блестящей, девственно чистой зелёной краской с отливом металлика.
Впервые в жизни я начинал трофи со сдувания Нокиан Хаккапелиты на глазок, но так как у нас были сушки, кока-кола-лайт, печенье, а так же целая упаковка охотничьих колбасок, меня настроило на и без того позитивный в целом лад.
Мы стартовали спустя 30 минут после общего старта.
Неспеша проехавшись туда-сюда, мы обнаружили полное зависание GPS-системы, настроенной на базе Asus EEE 900. Перезапуск системы и пара виртуальных пинков по суровой личине ОзиЭксплорера сделало своё дело, и весёлый самолётик (установленный место курсора направления) весело пополз по направлению к ближайшим точкам.
Я спросил своего самого-лучшего-в-мире-Штурмана, а ныне новоиспечённого-Пилота-Хундая, в чём собственно суть мероприятия и каковы его правила, так как бОльшую часть брифинга, я как приличный двоешник-второгодник - прогулял.
Ответ был прост - Точки едины для всех категорий. Кто больше баллов взял - тот и молодец. Сложность - от 1 (лёгкий) до 6 (тяжёлый).
"Ага ..." - подумал я: "Значит все подъезды к лёгким и нелёгким точкам будут разбиты 36" колёсами. Но ничего. Мы на Хундае, мы проедем ... и в основном - мимо".
Безмятежно взяв несколько точек, я обнаружил, что во внедорожнике Хундай, помимо сосисок, лежало еще четыре алюминевых трака ! Стараясь об этом не шуметь, во избежании их использования, мы взяли неспеша еще несколько точек, попутно наблюдая за попытками прочих экипажей из разнообразных категорий. И вот, на точке со сложностью 3, траки всё-таки прыгнули ко мне в руки и я покорно отдался их воле. Заодно оказали посильную помощь условно-конкурирующему экипажу, попавшему в плен большого сурового бревна, которое целило развергнуться под их автомобилем в большую чёрную дыру и поглотить их как материю в своё небытие.
Закончив собирать точки, которые по сложности и времени нас не напрягали бы, в радиусе пары километров, мы решили отдохнуть и покататься по району, разведать дорожки и вообще посмотреть, чем жив люд местный. Потратив на это порядка сорока минут, мы через весь наш первый "спец.участок" (назовём его так), поехали обратно в Лагерь, дабы отведать пищи заморской, из русского мяса слепленой, германским народом выдуманной.
Просидев порядка получаса в лагере, перекинувшись парой тёплых приветственных слов с почётным ветеринаром В.Рябинкиным, а так же приняв тёплый шашлык местного приготовления от Наноботов, мы неприминув разделаться с половиной килограмма охотничьих колбасок, тщательно перекурив, решили отправиться в дальнейший путь.
Покатавшись еще по нескольким точкам, приблизительно нашей категории сложности, собрав то, что не представляло практически никакого труда (переодически ловя на себе странные взгляды зрителей и некоторых участников ... а так же слыша свистящий шопот нам в спину, мол вот Они, Истинные исчадия ада, еще в детстве они зверзки замучали Сакко и Ванцетти, изнасиловали мужа сестры, а из остатков печени школьного учителя, сделали специальную колбаску, способную вызывать оргазм у неживой материи), мы сделали вывод, что бОльшая половина точек, после того, как по ним протопталась немалая часть участников, превратилась из категории 1, в категорию 4. Обьехав и оценив на глазок все возможные варианты, мы неспеша покатили в Лагерь, благо стало уже смеркаться.
Вернувшись в Лагерь, мы сели в машине и стали отмечать в карнете взятые нами точки, для представления организаторам. Неспеша отметив, переодев промоченные носки, закурив, мы пешечком отправились в "судейский корпус", сдавать флешку и карнет. Удивились отсутствию очередей на сдачу ...
Решение пойти попить горячего чая в оффроад-кафешку на открытом и весьма морозном воздухе пришла как то сама собой. Добрели, налили по кружечке, сели за столик, возле импровизированного костерка, разведённого в мангале скромной компанией из нескольких человек, состоявшей так же из Олега Данько, Владимира Зарицкого и почему-то Ольги Мисс Мо, которая впрочем, невыдержав напора наших бесед, вскоре покинула тёплый костёр.
Поговорив о насущном с вышеупомянутыми организаторами, спустя полчаса, Володя отметил, что: "Вот сейчас закончилось контрольное время". Мы с Димой переглянулись - надо же, так мы еще на почти час приехали раньше, чем надо. Могли бы еще точек набрать неспеша ... но нам было недосуг. Горячий чай манил нас не менее красоток среднеземноморских, да и честно сказать, турбодизельное урчание Галлопера, снабженное еще и автоматической коробкой переключения передач, навивало лёгкий налёт расхолаженности и сна ...
Вернувшись домой, обнявшись с очередной поллитровой чашкой горячего и сладкого чая, с изображением Jeep Wrangler CJ, на этот раз, я сел перед телевизором и с удовольствием посмотрел матч Inter Milan vs Juventus, центральный матч тура Seria A.
Как же здорово я отдохнул ...
;-)
========
Результаты.
А теперь, друзья, о главном.
Открытия, которые сделаны на Маннергейм-Финал 2008, категория "ЛАЙТ".
Есть категория участников, которые ездят в эту категорию постоянно. Им нравится и ничего плохого в этом нет. У них Нивы, Шнивы, Гелендвагены со всеми блокировками ... и другие машины, которые в полном стандарте, может местами помятые и поцарапанные, но проходящие в категорию ЛАЙТ.
С ними конкурировать сложно, подумали мы. Они очень грамотно ехали - причём командой. Могли всегда друг-друга подтянуть, толкнуть. У них куча траков, джеков, саймексообразные федимы, даже местами сдутые (!), по нескольку штурманов на экипаж. Да и машины они не жалеют - мнут, скребуться ими об стволы деревьев, отрывают бампера, пропихивают к точкам на руках ... Конкурировать с ними в Лайте - невозможно, так как они привозят на финиш то, что совершенно не похоже на то, что приезжало на старт. О чём мы и имели беседу с Организаторами, в рассудительно-филосовской форме.
Мы заняли второе место.
25 баллов.
Мы первый раз участвуем в категории Лайт.
Мы в ориентирование вообще ездили раза два за всю жизнь.
Автомобиль Хундай Галлопер ТД, длиннобазный, с АКПП, на зимней резине. Весь в пластике, огромные уши зеркал НеСкладываются ...
Пользовались только траками несколько раз.
Стартовали на полчаса позже, потом полчаса обед, минут 40 катались просто так, и почти на час приехали раньше окончания Контрольного Времени.
У нас на автомобиле НИ ЕДИНОЙ ЦАРАПИНЫ и ни одного повреждения.
25 баллов.
Знаете, к чему я ?
Нет, не бахвальства ради и не самолюбования для.
Глядя на результаты, я не могу поверить, что у нас сейчас имеется настолько низкий уровень участников. Отсутствие прогресса становится реально пугающим. Я уже не говорю про аккуратность, про то что надо смотреть по сторонам, штурманам работать, а так же научиться сдувать колёса. Нет, не об этом речь.
Первое место - очень хорошие ребята с которыми я дружу. Скажем так, им не повезло. 26.6 баллов (с учётом опоздания на финиш за пределы контрольного времени), плюс наша помощь, минус бампер, морда, фары, гнутые рычаги и гнутый пол.
Второе место - у нас, 25 баллов ровно. Повреждений ноль, штрафов ноль, на трассе провели чуть ли не половину времени из положенного.
Третье место - 22.3 балла (опаздание на финиш), ШНива.
И так далее.
Расфигаченные машины, уставшие люди.
Люди, прибегающие после финиша к организаторам и кричащие, что это нереально, очень сложно и практически невозможно.
Я сам раньше не знал. Теперь знаю.
Лайт - он и есть Лайт. Там можно совершенно спокойно ездить на чём угодно, собирать массу точек, и ничуть не поцарапаться. Проехать можно везде своим ходом. Там где хочется посложнее - можно проехать своим ходом с траками. Не проблема.
Точки - лёгкие.
Итого: В Лайте мы на втором месте.
Учитывая то, что точки были для всех одинаковыми, только разными по сложности и балльности, но брать можно было любые:
Если бы мы ехали в СТАНДАРТЕ, у нас было бы ШЕСТОЕ МЕСТО (там, где разрешены бампера, обвес и 33" колёса любые).
Если бы мы ехали в ПРО-СТАНДАРТЕ (стандарт с лебёдкой) - мы были бы ШЕСТОМ МЕСТЕ.
Если бы мы ехали в ЭКСТРИМЕ (можно ВСЁ), мы были бы на ЧЕТВЁРТОМ МЕСТЕ.
На штатном длиннобазном Галлопере ТД, с автоматом и на зимней резине, без единой царапины и повреждения.
Более того, я даже был в низких зимних ботинках, а не в резиновых сапогах или телепузах.
Уровень участников - падает. Падает стремительно. Если раньше, категория Стандарт (когда Лайта еще небыло) готовила выпускников в категорию Экстрим - стабильно и успешно прогрессировали люди. То сейчас этого прогресса не видно совершенно. Еще раньше, слыша постоянные жалобы на сложность Лайта, видя людей строчащих друг на друга протесты в этой категории, я думал - вот уж наверное действительно, для Лайта там сложно.
Да, к сожалению влияние "некоторых псевдо-оффроадных клубов" на людей становится очень чётко видно. Пропаганда дешевого тюнинга и возможности потом проехать по газону возле своего подъезда и гордиться собственными достижениями в области оффроада, совершенно не оказывает никакого полезного действия в реальном лесу.
Глядя на вопиющие ошибки и просто неверные действия в пилотировании и штурманировании, как среди новеньких, так и среди тех, кого неоднократно на протяжении последних лет видел на подобных мероприятиях ... и кого машины с ног до головы обклеены различными наклейками и стартовыми номерами, невольно расстраиваешься и оглядываешься назад - что я мог с этим сделать ?
Что я предпринимал ? И утешая себя - да, делал. Говорил людям, показывал, рассказывал, обучал, пытался вложить ... Всё, что мог.
Уровень участников падает.
Мало кто хочется учиться и тренироваться.
И это очень жаль.
Можно начинать кидать в меня ... да чем хотите.
P.S. Митя и Глеб, к Вам ничего личного. Ездите вы хорошо, мне нравится Ваш стиль. Здесь Вам просто не повезло.
_________________ Best Regards,
граф Valera A.Davydoff.
Jeep there's only one.
|